Движущие силы социального прогрессаСтраница 5
Уничтожение этой формы эксплуатации не могло происходить иначе, как только посредством осознания мужчинами факта их эксплуатации, осознания методов борьбы за уничтожение эксплуатации, а также осознания (открытия) более справедливой формы распределения благ – распределения по труду.
Осознание происходит посредством открытия всех этих знаний индивидуальным сознанием и их распространением в мужских коллективах, где появляются свои лидеры, пропагандирующие новые производственные отношения, которые, естественно, не могли развиваться в своей старой диалектической форме – авторитета матери. В связи с чем начинается борьба за власть, породившая такие обычаи, как раздельное поселение мужчин и женщин, тайные мужские и женские союзы, тайные языки (2).
Мужчины, имея большое преимущество – производство основных жизненных благ, завоевывают власть в племени.
Учреждаются новые производственные отношения, породившие обычаи «добровольной смерти» престарелых родителей, умерщвление малолетних детей в трудные периоды жизни племени (3). То есть внедряется принцип: кто не работает – тот не ест.
В мотыжноземледельческих и во всех других племенах, где естественное разделение труда не породило эксплуатации мужчин женщинами, матриархат уступил место патриархату много позже, а именно в период рождения грабительских походов племен друг на друга, т.е. опять же в период, когда мужчины стали «производить» посредством грабежа основные жизненные блага.
Племена, где трудовой вклад мужчин и женщин в производство жизненных благ был примерно равным и которые в силу тех или иных обстоятельств оставались в стороне от грабительских войн, и поныне остаются матриархатными.
Система распределения благ в соответствии с трудовым вкладом, уничтожая первобытнокоммунистическую форму эксплуатации, создает возможность накопления различных ценностей отдельными индивидами, отдельными моногамными семьями. Эти семьи стали тяготеть самостоятельному ведению хозяйства, когда отпала необходимость в коллективном способе производства жизненных благ.
Но значительному выделению отдельных семей своими богатствами среди сородичей препятствовал родоплеменной коллективизм и родственные узы родоплеменной власти с членами племени.
Поэтому рождались такие обычаи, как периодическое раздаривание или уничтожение ценностей богатых семей. Иногда уничтожались и сами владельцы ценностей (4).
То есть рождалась новая форма эксплуатации – эксплуатация более способных в плане производства жизненных благ индивидов менее способным.
Уничтожение этой формы эксплуатации могло быть осуществлено только посредством уничтожения родоплеменных обычаев, традиций и форм организации родоплеменной власти, т.е. опять же посредством уничтожения старой диалектической формы развития правоотношений между членами общества, что и стало осуществляться посредством разложения племени на отдельные моногамные семьи.
Вместе с рождением возможности накопления отдельными семьями различных ценностей рождаются грабительские войны.
Поэтому вместе с разложением родоплеменных обществ, для организации и отражения набегов образовываются территориальные (соседские) общины.
Другие публикации:
Общественные объединения как группы интересов и
группы давления
Людям изначально было присуще стремление к координации деятельности, к созданию объединений, многократно умножающих их силы. Общественные объединения позволяли синхронизировать их совместные усилия, направлять их к достижению поставленных ...
Политические концепции Нового времени
Дав политической теории новые понятия и поставив перед ней ряд фундаментальных проблем, Возрождение тем не менее не создало систематического знания об обществе и законах его управления: политическому знанию необходим был новый тип рациона ...
Д
Движение политическое -
способ существования политических отношений, заключающийся в общественной деятельности по реализации политических интересов. Деятельность включает участие в выработке и проведении в жизнь политики действия ее субъ ...