Движущие силы социального прогресса
Страница 2

Политические публикации » Движущие силы социального прогресса

Процессу объективизации субъективных знаний предшествует процесс субъективизации объективных знаний – процесс приобретения индивидом части накопленных обществом знаний, на базе которых индивид в процессе самостоятельной исследовательской деятельности может приобрести новые знания.

Возможность приобретения индивидом новых знаний по какому-либо вопросу определяется не только его интеллектуальными возможностями, но и обладанием уже накопленных человечеством знаний по определенному вопросу.

Поэтому, кроме процессов приобретения знаний индивидуальным сознанием и объективизации этих знаний, – процессов, определяющих прогресс системы «общество – природа», – невероятно важным для прогресса этой системы, особенно для скорости его протекания, является процесс распространения добытых отдельными индивидами знаний.

Так как этот процесс, кроме того, что сам является процессом непосредственного развития общественного сознания, он еще и создает базу для дальнейших открытий другими индивидами. И чем шире процесс распространения знаний, т.е. чем больше индивидов включается в процесс развития общественного сознания, тем больше скорость прогресса системы «общество – природа».

Деятельность индивидов, в процессе которой происходит открытие новых знаний, их объективизация и распространение, в процессе которой происходит развитие системы «общество – природа», всегда направлена на удовлетворение их собственных потребностей, даже если это забота об удовлетворении потребностей других людей.

Поэтому источником процесса развития общественного сознания, источником прогресса системы «общество – природа» является развитие диалектической системы, являющейся основой онтогенеза индивида.

Это система «потребность – деятельность», диалектической формой развития, которой является индивидуальное человеческое сознание – физиологический процесс, обеспечивающий приобретение индивидом знаний о действительности и на базе этих знаний организующий деятельность индивида, направленную на удовлетворение его потребностей.

Человеческое общество в целом, как и отдельные государства можно представить в виде диалектической системы «индивид – индивид», различные формы отклонения от состояния равновесия которой, образуют все внутриобщественные (социальные) противоречия.

Это межличностные или индивидуальные противоречия, межгрупповые, классовые и межгосударственные противоречия.

Понятно, что системы «класс – класс», «государство – государство» являются производными формами системы «индивид – индивид», ибо формируются посредством объединения индивидов в группы, классы и государства.

Абсолютно все акты деятельности человека своей целью имеют удовлетворение потребностей этого человека.

Поэтому, в конечном счете, все социальные противоречия возникают по поводу неодинаковой степени удовлетворения индивидами, классами, нациями своих потребностей, что через «борьбу», имеющую характер сравнения, системы «мое – не мое», может привести к «борьбе» противоположностей систем: «индивид – индивид», «класс – класс», «государство – государство».

И эта «борьба» может принимать форму разнообразнейших конфликтов – от беззлобной зависти между индивидами до военных действий между государствами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие публикации:

Устройство современного государства. Формы правления
Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В м ...

Методы и функции геополитики
Для понимания методологических оснований любой когнитивной деятельности необходима интерпретация не на уровне методов, но на уровне смысла. Требуется поместить предмет исследования в некое более широкое исследовательское (когнитивное) пол ...

Понятие политической культуры
Термин "политическая культура" впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-т ...