Движущие силы социального прогресса
Страница 2

Политические публикации » Движущие силы социального прогресса

Процессу объективизации субъективных знаний предшествует процесс субъективизации объективных знаний – процесс приобретения индивидом части накопленных обществом знаний, на базе которых индивид в процессе самостоятельной исследовательской деятельности может приобрести новые знания.

Возможность приобретения индивидом новых знаний по какому-либо вопросу определяется не только его интеллектуальными возможностями, но и обладанием уже накопленных человечеством знаний по определенному вопросу.

Поэтому, кроме процессов приобретения знаний индивидуальным сознанием и объективизации этих знаний, – процессов, определяющих прогресс системы «общество – природа», – невероятно важным для прогресса этой системы, особенно для скорости его протекания, является процесс распространения добытых отдельными индивидами знаний.

Так как этот процесс, кроме того, что сам является процессом непосредственного развития общественного сознания, он еще и создает базу для дальнейших открытий другими индивидами. И чем шире процесс распространения знаний, т.е. чем больше индивидов включается в процесс развития общественного сознания, тем больше скорость прогресса системы «общество – природа».

Деятельность индивидов, в процессе которой происходит открытие новых знаний, их объективизация и распространение, в процессе которой происходит развитие системы «общество – природа», всегда направлена на удовлетворение их собственных потребностей, даже если это забота об удовлетворении потребностей других людей.

Поэтому источником процесса развития общественного сознания, источником прогресса системы «общество – природа» является развитие диалектической системы, являющейся основой онтогенеза индивида.

Это система «потребность – деятельность», диалектической формой развития, которой является индивидуальное человеческое сознание – физиологический процесс, обеспечивающий приобретение индивидом знаний о действительности и на базе этих знаний организующий деятельность индивида, направленную на удовлетворение его потребностей.

Человеческое общество в целом, как и отдельные государства можно представить в виде диалектической системы «индивид – индивид», различные формы отклонения от состояния равновесия которой, образуют все внутриобщественные (социальные) противоречия.

Это межличностные или индивидуальные противоречия, межгрупповые, классовые и межгосударственные противоречия.

Понятно, что системы «класс – класс», «государство – государство» являются производными формами системы «индивид – индивид», ибо формируются посредством объединения индивидов в группы, классы и государства.

Абсолютно все акты деятельности человека своей целью имеют удовлетворение потребностей этого человека.

Поэтому, в конечном счете, все социальные противоречия возникают по поводу неодинаковой степени удовлетворения индивидами, классами, нациями своих потребностей, что через «борьбу», имеющую характер сравнения, системы «мое – не мое», может привести к «борьбе» противоположностей систем: «индивид – индивид», «класс – класс», «государство – государство».

И эта «борьба» может принимать форму разнообразнейших конфликтов – от беззлобной зависти между индивидами до военных действий между государствами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие публикации:

Теория Х. Маккиндера
Применительно уже к интересам Британии формулировал свои геополитические идеи крупный британский ученый и политик X. Маккиндер (1861 - 1947). Примечателен тот факт, что его идеи частично были реализованы в британской внешней политике. Как ...

"Хизбалла"
"Хизбалла"- существует в Иордании с конца 40-х годов. Является единственной суннитской организацией с таким названием на Ближнем Востоке, которая действует в легальных условиях. Имеет своих представителей в парламенте страны. Сч ...

Конституционный строй
Австрия является демократической республикой с федеративным государственным устройством. В состав федерации входят 9 земель: Бургенланд, Каринтия, Нижняя Австрия, Верхняя Австрия, Зальцбург, Штирия, Тироль, Форарльберг, Вена. Первая Авст ...