Движущие силы социального прогресса
Страница 3

Политические публикации » Движущие силы социального прогресса

В конечном счете, все социальные противоречия определяются отклонением от состояния равновесия системы «индивидуализм – коллективизм».

Имея в виду, что эти побуждения рождаются не только индивидуальным сознанием, но и общественным сознанием классов, наций, государств.

Под индивидуализмом имеется в виду стремление класса, нации, государства к удовлетворению своих классовых, национальных, государственных интересов, а под коллективизмом – способность класса, нации, государства осознать необходимость ограничения собственных притязаний для более полного удовлетворения потребностей себе подобной противоположности.

Например, несмотря на, казалось бы, высокую степень цивилизованности современного человеческого общества, индивидуализм большинства наций находится на уровне средневековой дикости.

Это, например, касается вопроса о наличии права для этого большинства наций иметь свое независимое национальное государство, тогда как некоторые нации лишаются этого же права этим же большинством.

И хуже всего то, что эта дикость зафиксирована в международном праве в виде принципа нерушимости границ и целостности территорий, принципа, который, пожалуй, можно назвать самой большой глупостью, рожденной 20-ым веком.

С момента рождения человеческого общества и по сей день, главной проблемой, рождающей подавляющее большинство социальных противоречий, является проблема распределения между индивидами, классами, нациями и государствами жизненных благ.

И потому социальный прогресс, с момента рождения человеческого общества и по сей день, есть прогресс системы распределения в обществе жизненных благ между членами этого общества.

И потому подавляющее большинство социальных революций, с момента рождения человеческого общества и по сей день, имели своей целью более справедливое распределение жизненных благ между членами общества.

Прогресс системы «индивид – индивид» это, прежде всего, совершенствование системы распределения производимых в обществе благ, или, что одно и то же, уменьшение степени эксплуатации человека человеком.

В закономерностях развития социальных диалектических и не социальных есть очень важное отличие.

Отклонение от состояния равновесия любой несоциальной системы сразу же, автоматически, ведет к рождению «борьбы», направленной на устранение этого неравновесия.

Отклонение же от состояния равновесия социальной системы не ведет к автоматическому рождению «борьбы», т.к. разрешение социальных диалектических противоречий всегда опосредовано сознанием образующих системы индивидов, классов, наций и государств, сознанием, организующим и контролирующим разрешение социальных противоречий.

Например, при отклонении от состояния равновесия системы «потребность – деятельность» (диалектической формой развития которой является индивидуальное сознание), т.е. с рождением потребности организма при нарушении его гомеостаза, рождение «борьбы» (в данном случае, рождение деятельности, направленной на восстановление гомеостаза организма) осуществляется в следующем порядке.

Первое – осознание индивидом своего состояния, положения (осознание рожденной потребности).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие публикации:

Демократический режим
Модное слово "демократия" используется ныне в самых разнообразных контекстах. Но о политических процессах и их результатах нельзя судить по тому хорошему названию (или самоназванию) или по тому плохому ярлыку, которым их наделяю ...

Задачи политической рекламы
Задачи рекламы нужно рассматривать с разных сторон: экономической, социально-психологической, идеологической, эстетической и др. Реклама является комплексной деятельностью. Она аккумулирует знания, опыт, достижения науки, отраслей народно ...

"Избирательная власть" в системе разделения властей.
Конституционная доктрина некоторых стран Латинской Америки выдвигает тезис о существовании наряду с традиционными "ветвями власти" также избирательной власти. "Под избирательной властью понимается право граждан, обладающих ...