СМИ в системе массовой коммуникации
Страница 4

Политические публикации » Политическая коммуникация » СМИ в системе массовой коммуникации

Более содержательная характеристика, заслуживающая пространного цитирования, дана Ахиезером: слухи представляют собой «постоянно действующую систему интерпретации событий массовым сознанием в соответствии с исторически сложившимся менталитетом. Слухи - неофициальная форма связи в большом обществе, постоянный процесс освоения событий в дуальной оппозиции: комфортное - дискомфортное состояние, тайный шепот широких масс, формирующий общую духовную атмосферу в обществе, против которой бессильны как система массовой информации, так и самые крайние методы массового террора. Слухи, достигая определенной степени интенсивности, порождают страх, фобии, дискомфортное состояние, могут превратиться в массовые действия, в неповиновение власти, в погромы и т.д., массовые движения, например, бегство в «обетованные земли», паническая скупка товаров и т.д.».

Итак, слухи - это форма распространения социально значимой информации в обществе, коллективе, группе. Слух может отражать реальное положение вещей, в той или иной степени искажать его, либо быть полностью ложным. В отличие от официальных источников информации слухи, как правило, не имеют надежной информационной основы в виде установленных фактов, событий и т.д. Они рождаются в процессе межличностного общения, обмена информацией между людьми, и выступают в форме суждений, оценок и прогнозов, соответствующих ожиданиям людей.

Важно отметить, что слухи возникают не только в случае отсутствия официальной информации, удовлетворяющей запросы людей, но и как проявление психологической потребности в межличностной коммуникации. Американский психолог Дж. Меерло считает, что слухи являются такой же «необходимостью для взрослого человека, как сказка для ребенка». Человек, который распространяет слухи, увеличивает свой социальный престиж, рассказывая «важные новости». Человек, воспринимающий слухи, хочет окунуться в увлекательные новости, так как он, по мнению Дж. Меерло, не может жить без «вербальной стимуляции» своей собственной фантазии». Распространение слухов, кроме того, является передачей другим своих страхов, своей встревоженности. На основе того, каким эмоциональным потребностям людей удовлетворяют слухи, выделяют три их вида:

1) слух-мечта (pipe-dream rumors);

2) слух-пугало (fear or bogey rumors);

3) слух-разделитель (wedge-driving rumors).

Слух-мечта выражает желания и надежды людей, среди которых он циркулирует. В качестве примера можно привести появившийся во время второй мировой войны в США слух о том, что Японии не хватит нефти для ведения длительной войны. Слух-пугало выражает страх и чувство тревоги. Так, после поражения американских войск в бухте Перл-Харбор циркулировал слух о полной потере США Тихоокеанского флота. Слух-разделитель создает и закрепляет разобщенность между социальными группами. В основе слуха-разделителя находятся «негативные предрассудки относительно других социальных групп, что влечет за собой резкое негативное к ним отношение (вплоть до агрессии)». Примером может служить утверждение о том, что большинство преступлений в Москве совершается выходцами с Кавказа.

Согласно П. Сорокину, слухи можно классифицировать в зависимости:

1) от количества и качества взаимодействующих индивидов;

2) от характера актов;

3) от характера проводников.

Возможна и классификация слухов исключительно по числу участников процесса их циркуляции. Тогда выделяются слухи, циркулирующие:

1) между двумя индивидами;

2) между одним и многими;

3) между группами индивидов.

Итак, существование слухов неизбежно. Естественно и то, что деятельность политического лидера или института (например, политической партии) часто становится предметом межличностного общения. Это приводит к возникновению слухов о них. Любой слух содержит в себе элемент обмана, который, однако, может носить и ненамеренный характер. Ненамеренный обман не осознается субъектом как действие, вводящее другого в заблуждение, в то время как намеренный, естественно, всегда осознан в той или иной степени. Это важно учитывать при снятии негативного влияния неформальных источников информации на формирование политических настроений населения. В зависимости от того, как возникает неверное представление - стихийно или целенаправленно - вырабатываются меры противодействия обману.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие публикации:

Становление и развитие института президентства
Термин «президент» происходит от латинского Ргаеsidens, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова " ...

Британский электорат: концепция упадка двухпартийности. Изучение электоральных процессов в Великобритании в XX веке.
В организации систематического изучения электората методами эмпирической политической науки лидерство в Западной Европе прочно принадлежит британским обществоведам. Проблемно-тематическое направление “Исследования по британским выборам” ( ...

Социальная концепция
Социальная концепция неолиберализма основана на рыночной интерпретации всех типов общественных связей: каждый человек рассматривается как свободный предприниматель, организующий собственную жизнь как предприятие, а каждое социальное взаим ...