История международных отношений США и КСА
Страница 2

Политические публикации » История международных отношений США и КСА

В 1985 г. в УНМ обучалось уже 6 тыс. студентов и 400 аспирантов и докторантов. УНМ признан одним из лучших в мире вузов в области нефти и минералов. Кроме того, университет является крупнейшим исследовательским центром по нефти на Ближнем Востоке. УНМ – полуавтономное заведение, управляемое независимым Университетским советом, возглавляемым министром высшего образования (17, с. 43; 18, с. 261–263; 21, с. 150–161).

В 60-е годы американское образование становилось все более популярным в королевстве, и саудовская элита предпочитала отправлять своих детей на учебу в американские вузы. Вскоре преобладание в административных структурах и вузах лиц с американским образованием привело в середине 70-х годов к замене египетско-британской системы обучения американской (17, с. 42). Число саудовцев, обучавшихся в США, достигло своего пика в 70-е годы – в среднем 10 тыс. в год, в последующие годы понизилось и стабилизировалось на уровне около 5 тыс. (в 1979 г. – 10 тыс., а в 1985/86 и 2001–2003 гг. – 5 тыс.) (22, 2002, № 3, с. 405; 18, с. 265).

В целом следует отметить важную роль, которую сыграла АРАМКО в развитии современного образования и подготовке технических кадров, особенно в Восточной провинции (Аль-Хаса).

В 50-е годы АРАМКО превратилась в настоящее «государство в государстве» со штаб-квартирой в Дахране. И хотя в стране в то время действовало более 200 различных американских компаний, именно она определяла во многом характер американо-саудовских отношений (4, с. 79; 15, с. 64–65).

Именно из Дахрана пошли первые и все возраставшие импульсы к переменам, распространявшиеся по всей стране.

Важную роль в формировании кредитно-финансовой системы королевства сыграла реформа денежного обращения и финансовой системы 1952 г., проведенная под руководством финансовой миссии США.

В 1952 г. было учреждено валютное агентство, наделенное сперва правами эмиссионного, а затем и центрального банка. Агентство ввело единую денежную систему, упорядочило финансы, добилось укрепления национальной валюты, создало централизованную систему доходов и расходов, без чего было немыслимо развитие страны (4, с. 98; 9, с. 163–164; 6, с. 455–458).

Важными этапами в отношениях с АРАМКО стал сперва 1950 г., когда было заключено новое соглашение, предусматривавшее введение налога на доходы от продажи нефти и осуществление принципа «пятьдесят на пятьдесят», т.е. формально равного деления доходов, а затем 1960 г., когда королевство выступило одним из основателей Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), деятельность которой первоначально была направлена на решение проблем цен, а позже проведение единой налоговой политики, упорядочение которой привело к значительному увеличению отчислений странам-экспортерам (8, с. 356; 13, с. 40, 420). Тем не менее в 1970 г. средняя невзвешенная цена на западноевропейском рынке составляла 14,5 долл. за баррель, или 107 долл. за тонну. Из этой суммы Саудовской Аравии причиталось 5,6–5,9%, акционерам АРАМКО 36,7–42%, а правительствам стран-экспортеров 52,4–57,4% (2, с. 18).

Однако коренные изменения в перераспределении доходов от нефти произошли в период кризисов 1970–1971 и особенно 1973–1974 и 1979–1980 гг., когда в результате неоднократного резкого повышения цен на нефть и «революции цен» многократно увеличились доходы саудовского правительства: с 1,2 млрд. долл. в 1960 г. до 22,6 млрд. долл. в 1974 г. и 102 млрд. долл. в 1981 г. (7, с. 157–158).

Большую часть доходов в начале «нефтяной эры» Саудовская Аравия расходовала на потребление, что объясняется нищетой, бедностью и отсталостью не только низов, но и верхов общества. Однако после завершения «переходного периода» и прихода к власти короля-реформатора Фейсала (1964–1975 гг.) начался новый, более осознанный и активный период экономического развития. Король был полон решимости использовать нефть для экономического развития как источник финансирования капитальных вложений. Впервые была создана база для быстрого роста национального фонда накопления посредством сосредоточения в руках государства громадных финансовых ресурсов. Формировавшийся быстрыми темпами госсектор превратился в регулятор хозяйственной жизни, в главное орудие борьбы по преодолению отсталости и опору для укрепления и развития частного сектора.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие публикации:

Меры государства по развитию Приморского края
В 2009 году завершится реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Приморского края до 2009 года". Общий объем финансирования, определенный для реализации Программы, составил 114812,11 млн. рублей ...

Понятие политической культуры и ее структурные элементы
Политическая культура – один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общест ...

Возникновение, основные этапы становления и сущность политических партий
Термин «партия» (от лат. pars, partis - часть чего-либо) в значении группы лиц, которая выступает на защиту интересов определенной части населения, употреблялся в Давнем мире. В гражданских войнах античной Греции и Рима боролись между соб ...