История международных отношений США и КСА
Страница 3

Политические публикации » История международных отношений США и КСА

По рекомендации МБРР в 1965 г. была создана Центральная плановая организация (преобразованная в 1975 г. в Министерство планирования), которая с помощью американских и международных консалтинговых фирм разработала первые научно обоснованные планы экономического развития страны. Пятилетние планы реализовывались (с 1970 г.) при опоре на научно-техническую и технологическую помощь США, стран Европы и Японии. В период осуществления первых трех пятилетних планов на долю американских корпораций приходилось от 40 до 60% всех контрактов, заключенных королевством с иностранными фирмами. Многомиллиардные контракты американских корпораций с правительством значительно превышали по своим размерам работы во всех остальных странах, вместе взятых (5, с. 30).

Однако развитие саудовско-американских отношений, в целом по восходящей линии, вовсе не означало, что между сторонами не было серьезных разногласий.

В условиях страны, где ислам пронизывает все стороны общественной и частной жизни подданных, модернизация с самого начала проходила в условиях острой идеологической борьбы в религиозной форме между либералами и традиционалистами. Реформаторам во главе с Ибн Саудом (затем его преемниками) приходилось вести непростые дискуссии с привлечением ведущих богословов, идти на компромиссы и уступки крайним ханбалистам-ортодоксам и доказывать, что введение современных видов вооружений в армии и использование новейших технических средств в народном хозяйстве и быту вполне может сочетаться с сохранением первозданной чистоты ислама.

Наиболее серьезный кризис в американо-саудовских отношениях возник в период четвертой арабо-израильской войны 1973 г., когда королевство возглавило группу арабских нефтеэкспортирующих стран, введших «нефтяное эмбарго» против западных государств, которые поддержали Израиль, а затем реализовавших «революцию цен» и добившихся относительно благоприятного для арабов исхода этой войны (2 л., с. 199).

На протяжении 70-х годов велись непростые переговоры правительства Саудовской Аравии с АРАМКО по ее «саудизации», которая к 1980 г. стала полностью саудовской компанией, получив наименование Сауди АРАМКО. Компания продолжала тесное сотрудничество с крупнейшими международными нефтяными компаниями, пользуясь услугами Консорциума международных нефтяных компаний по операционным и маркетинговым контрактам (19, с. 134, 141).

После 1980 г. первостепенное значение придавалось необходимости полной интеграции нефтяной промышленности в национальную экономику. При этом следует подчеркнуть особую роль государственной Сауди АРАМКО в экономической и социальной жизни страны как флагмана индустриализации, кузницы кадров менеджеров и рабочих, центра применения новейших достижений научной и технической мысли, чуткого аппарата по связям с мировой экономикой (См. подробнее 12, с. 153–156).

На протяжении последних нескольких десятилетий определяющую роль в саудовско-американских отношениях играли два фактора: нефть и безопасность. Королевство – крупнейший в мире производитель и экспортер жидкого топлива, является устойчивым источником поступления и стабилизирующим фактором рынка нефти. США обеспечивали безопасность Саудитов, что позволило последним консолидировать свою власть внутри страны и на Ближнем Востоке, гарантируя поступление нефти (22, 19.11.2003).

«Особые отношения» между двумя странами подверглись испытанию после революции в Иране в январе-феврале 1979 г., активизировавшей религиозную оппозицию в королевстве. В самый разгар ирано-американского конфликта из-за заложников саудовские «ихваны» (Братья-мусульмане) захватили Главную мечеть в Мекке, бросив открытый вызов королевской семье. США направили в королевство подразделения морских пехотинцев, а президент Рейган заявил, что «не позволит Саудовской Аравии стать вторым Ираном» (5, с. 96–99).

В это время в отношениях двух стран появился третий фактор – исламский. США решили использовать возросшую роль королевства в исламском мире в своих интересах. Они полагали, что суннитский ислам (хотя и фундаменталистский), но контролируемый семьей ас-Сауд, не будет иметь антизападный характер. В период холодной войны саудовский фундаментализм служил буфером против советского экспансионизма. В Афганистан для защиты ислама против «коммунистического атеизма» было направлено несколько тысяч саудовских добровольцев, которые внесли свой вклад в завершение советской оккупации Афганистана. Воинствующий исламизм, экспортируемый в другие страны посредством финансирования различных исламских центров, школ и мечетей, со временем трансформировался из буфера против внешних угроз в серьезную внутреннюю угрозу в обеих странах. К конце 90-х годов в страну вернулось, по некоторым оценкам, не менее 15 тысяч саудовских муджахидов (джихади), воевавших в Афганистане, Чечне, Боснии и Косово, которые нашли «благоприятные условия» в собственной стране (22, 18.11.2003). Именно в эти годы «Аль-Каида» активизировала свою деятельность в Саудовской Аравии, заявив, что рассматривает американское военное присутствие в Аравии как «оскорбление мусульман», а бен Ладен поклялся начать джихад против американского военного присутствия в Саудовской Аравии, заявив, что война с американцами, поддерживающими Израиль, будет более жесткой, чем с русскими в Афганистане (3, с. 177).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие публикации:

Политическая теория марксизма
Карл Маркс писал свои работы исходя из принципов материалистической диалектики. Он внес большой вклад в развитие политэкономии. Создал теорию утопического социализма. Сформировал практику революционного движения. Поднял представления об и ...

Кризис в экономике страны
Диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промыш ...

Основные характеристики политического процесса. Режимы протекания и характер политического процесс
Проведенный анализ политического процесса позволяет выделить в его структуре, во-первых, частичные (составные) политические процессы или группы относительно самостоятельных политических действий, образующие в своей совокупности движение п ...