Заключение
Страница 1

Постепенное укоренение современной демократии и повышение ее влияния на различные стороны жизни привели к тому, что в наше время понятие демократии расширилось и стало включать не только характеристики формы политического правления (от его всенародности до параметров участия граждан в самоуправлении), но также идеологические и, шире, мировоззренческие подходы к отношениям между людьми, а также моральные и даже философские посылки человеческого существования в условиях современности.

До сих пор не завершен процесс становления этого понятия, постоянно расширяется набор положений, в него входящих.

Категория "народ" с точки зрения её становления от древних времен до наших дней, претерпела значительные изменения. С развитием политической мысли демократии стало уделяться больше внимания, соответственно и понятие народ стало включать в себя всё большую часть населения. Из массы, не сознательной толпы во времена Античности, в эпоху Просвещения народ стал верховным правителем и сувереном, хоть и добровольно передавшим свою власть в руки монарха. На лицо зачаточное развитие теоретических разработок в сторону демократических ценностей современности.

Эволюция демократии была длительной и сложной. В отдельные исторические периоды демократические ценности абсолютно нивелировались, у власти стояли тираны, абсолютные монархи и диктаторы.

Даже теперь, несмотря на то, что демократия и её ценности почти во всём мире признаны господствующими нельзя говорить о том, что процесс формирования справедливого государственного устройства, где конечной целью является достижение общего блага и истинно народного правления, подошёл к концу. Общество ещё учится демократии. Но обучение демократии - достаточно длительный исторический процесс, но, поскольку он известен в форме исторического опыта целых цивилизаций, его можно рационально и целенаправленно ускорить, вводя многие оправдавшие себя демократические процедуры и правила.

Теоретические модели демократии, разработанные современными политологами и философами предлагают множество путей достижения народного правления. Но даже современные концепции, в принципе все построенные на базовых демократических ценностях, не все под властью народа понимают правление всех граждан государства. Выразителями народной воли выступают широкие социальные слои, классы, избранные народом представители или политические элиты.

Для коллективистских концепций демократии важную роль играет уровень массовости, то есть народные представители в высших государственных органах опираются на большие социальные группы. Основными выразителями интересов народа являются массовые партии.

Индивидуалистические модели демократии делают акцент на технологических процедурах: системе сдержек и противовесах, подконтрольности политических элит. Только отдельные гражданин, индивид является подлинным субъектом власти.

Общее в этих концепциях одно: демократия - власть не самого народа, а для народа.

В плюралистических концепциях демократии, в частности в модели, разработанной Р. Далем, демократия - это, прежде всего представительство всех слоев и групп общества, равновесие сил на политической арене. За счет равного участия всех социальных групп народ и является субъектом властных отношений.

Близка к плюралистической концепции по своему способу реализации народовластия и сообщественная демократия А. Лейпхарта. Ключевое понятие здесь - право взаимного вето, так как такая демократия применима только в гетерогенных обществах. В государственных органах власти представлены все сегменты многосоставного общества. Принцип пропорциональности представленности интересов также обеспечивает эффективность принимаемых решений.

Предлагаемые инновационные теории демократии, такие как теледемократия Барбера и холотехнодемократия Бунге, основаны на современных технологиях и научных достижениях. Теледемократия - своеобразная модель современной прямой демократии. С развитием высоких технологий, как считают авторы возможно участие каждого гражданина в государственной жизни страны с помощью интернет-голосования. Холотехнодемократия - просвещенное правление народа с помощью экспертов. В целом это сугубо теоретические модели, не продуманные досконально для воплощения на практике.

Страницы: 1 2 3 4


Другие публикации:

Главная житница страны.
Продвигаясь по югу в пределах того же умеренного пояса, мы постепенно из лесной зоны попадаем в лесостепь, занимающую сравнительно узкую полосу, а затем в степь. Раньше в лесостепи преобладали леса, немало лесов было и в степи. Беспощадн ...

Консерватизм в России.
Мы с большей или меньшей степенью отчетливости представляем, как события Отечественной войны 1812 г. (как, впрочем, и те, которые этому году предшествовали, равно как и заграничные походы 1813 – 1814 гг.) повлияли на становление русского ...

Проблема цивилизационной идентичности России после распада СССР
О России как особой цивилизации стали писать сравнительно недавно и явно под воздействием происшедших в ней перемен (распада СССР). Предпринятая с 90-х годов прошлого века попытка ее модернизации по образцу развитых стран, названная " ...